История Каратэ Сётокан

24.04.2011
funakoshi Шотокан каратэ отличается от других видов каратэ мощными прямыми техниками и низкими, устойчивыми позициями. Основное внимание в Шотокан каратэ уделяют правильному положению тела и совершенствованию базовых техник. Они должны стать четкими, сильными и быстрыми. Основателем современного каратэ считают мастера Гичина Фунакоши. Сам же он в книге, написанной в конце жизни, утверждает, что нынешняя популярность каратэ в мире - это заслуга его инструкторов, его коллег - практиков, его учеников и друзей. "Что касается моей собственной роли, - говорит он, - то это была не более, чем роль водящего, или церемонимейстера, которому судьба и время предназначили появиться в подходящий момент." Почти 90 лет своей жизни Гичин Фунакоши посвятил каратэ. Он начал практиковать его еще в детстве под руководством двух выдающихся окинавских мастеров - Ясуцуме Азато и Ясуцуме Итосу. Он тренировался также под руководством других известных мастеров, перенимая их сильные стороны, с одобрения своих учителей, которые, как он пишет, "не страдали от мелкой зависти к другим мастерам." В возрасте 52 лет, в 1922 году Гичин Фунакоши, учитель по профессии и самурай по происхождению (как, впрочем, большинство инструкторов каратэ в то время, включая и его учителей) был приглашен в Токио, чтобы продемонстрировать древнее боевое искусство окинавского каратэ. До этого каратэ было почти неизвестно в Японии, не говоря уже о других странах. На Окинаве оно было запрещено властями и практиковалось в тайне. В начале ХХ века каратэ наконец вышло из изоляции, получив одобрение властей. Сам Гичин Фунакоши приложил к этому немало усилий. В результате каратэ было даже включено в учебную программу для мальчиков в окинавских школах. Демонстрация древних боевых искусств в Токио в 1922, которая проходила под названием "Первая национальная атлетическая выставка", была организована министерством образования. Отдел образования префектуры Окинавы пригласил Гичина Фунакоши представить искусство каратэ. Важно отметить, что в демонстрацию каратэ не было включено боевое применение из-за вполне резонного опасения, что в таком виде каратэ не получит одобрения властей. Фунакоши прекрасно понимал, что от этого зависит дальнейшая судьба каратэ и возможность его распространения. Неудивительно, что и по сей день Шотокан многие воспринимают как гимнастическое каратэ, обращая внимание лишь на форму и не понимая сути. Показывались в основном ката и специально подготовленные фотоматериалы. Каратэ в исполнении Фунакоши имело огромный успех. Вдохновленный им, Гичин Фунакоши принял решение посвятить жизнь распространению каратэ в Японии и за ее пределами. Для этого ему пришлось расстаться на долгие годы с семьей и переехать в Токио. В том же 1922 г. Фунакоши опубликовал свою первую книгу "Рюккю кемпо: каратэ". Но каратэ все же некоторое время оставалось малоизвестным, и Гичину Фунакоши пришлось пережить тяжелые времена, когда он едва мог сводить концы с концами. Постепенно количество учеников росло, поступали новые запросы. В 1936 году Фунакоши открыл наконец собственную школу, которую стали называть Шотокан. Шото - литературный псевдоним Гичина Фунакоши, так он подписывал свои стихи. Шотокан означает "школа Шото". Фунакоши разработал методику обучения каратэ и создал свой собственный стиль, объединив два основных окинавских стиля - шорей, с мощными силовыми техниками, и шорин, приспособленный для людей более легкого телосложения, гибких и подвижных. Напомним, что Фунакоши имел педагогическое образование и опыт практической работы в школе, что дало ему возможность решить задачу создания методики. В открытии школы некоторую помощь оказал Дзигоро Кано, который к тому времени уже имел широкую известность. В 1949 г. была создана Японская Ассоциация Каратэ (JKA). Гичин Фунакоши был назначен ее главным инструктором благодаря выдающемуся мастерству и способностям руководителя. Он оставался в этой должности до своей смерти. Известно, что Гичин Фунакоши противился созданию Ассоциации, так как видел, что каратэ все больше и больше изменяет своему духу и уходит в сторону спорта и коммерциализации. Гичин Фунакоши был человеком, который всегда следовал морали и кодексу чести своих предков, но при этом обладал способностью улавливать новые веяния и подчиняться велению времени. Он отличался невероятным упорством в достижении поставленной цели. Главной заслугой каратэ он считал не то, что оно обеспечивает физическое превосходство, здоровье и долголетие, а создание духовных ценностей и формирование совершенного характера. Хотя основная заслуга в распространении каратэ принадлежит Гичину Фунакоши, среди его современников было немало других известных мастеров каратэ, которые сыграли в этом существенную роль.(Нижеприведенные сведения о мастерах каратэ - современниках Гичина Фунакоши взяты из книги Джона Стивенса "Три мастера будо"). Тёкки Мотобу (1871 - 1944), подобно Фунакоши, некоторое время обучался у Итосу. Мотобу был полной противоположностью Фунакоши как по характеру, так и по стилю каратэ. Его агрессивный стиль базировался в основном на реальных уличных сражениях - он знал совсем немного ката, а преподавал лишь одну из них. Впоследствии Мотобу открыл додзё в Осаке и в Токио, а также преподавал каратэ в нескольких университетах. В 1926 г. он опубликовал книгу "Рюккю кэмпо каратэ-дзюцу: кумите хэн" ("Искусство приемов кулачных боев Рюккю: варианты спарринга"), чтобы отличить от книги Фунакоши, в первую очередь посвященной ката. Фунакоши поддерживал более близкие отношения с Тёдзюном Мияги (1888-1953) и Кенва Мабуни (1889-1952). Мияги был учеником Канрё Хигаонны и входил в группу, проводившую в 1921 году демонстрацию для наследного принца Хирохито. Он считается основателем Годзю-рю. Мабуни, который считается основателем Шито-рю, обучался у Хигаонны и Итосу. В 1928 году он приехал в Токио, к Фунакоши, но уже на следующий год перебрался в Осаку - как считают, из уважения к первенству Фунакоши: в Токио было еще слишком мало учеников для двух учителей .Впоследствии ему удалось открыть в Осаке небольшой додзё и опубликовать серию брошюр с описанием своего стиля .Он считал исключительно важным изучение и исполнение большого набора ката, которых ему было известно около восьмидесяти. Одним из самых первых учеников Фунакоши был Хиронори Оцука (1893-1982). До занятий каратэ учился у мастера дзю-дзюцу и занимался вместе с Уэшибой. Впоследствии он основал Вадо-рю. Масатацу Ояма (1923-1994), яркий и противоречивый создатель Кёкусинкай Каратэ, тоже одно время был учеником Фунакоши. "Мастер Фунакоши выправил меня, - говорил Ояма. - Он показал мне подлинную суть каратэ". Так или иначе, Фунакоши был связан со всеми известнейшими мастерами каратэ. В конце двадцатых или начале тридцатых годов Фунакоши познакомился с Уэшибой. Фунакоши посещал специальные семинары Уэшибы и, кроме того, время от времени заходил в его додэё, чтобы обменяться взглядами на истинную природу будо. Как видно из вышеизложенного, Фунакоши не был изобретателем каратэ, также он не был и самым лучшим в каратэ. И до него были попытки демонстрировать каратэ публике и властям. Но только Фунакоши смог найти такую форму представления каратэ, которая получила одобрение и поддержку властей, признание общественности и интерес во всем мире. В разработанном Фунакоши стиле Шотокан Каратэ использовалось 15 ката, которые помогали развивать правильность движений, выносливость, быстроту реакции, твердость мышц и гибкость тела. Практически различные формы каратэ каждого мастера действительно существенно отличаются по технике и общему подходу к этому искусству, и поэтому вполне естественно различать разнообразие стилей и признавать их разделение на несколько "потоков" (таково исходное значение слова "рю"). Стиль Шотокан стал одним из таких потоков. По иронии судьбы, стиль Шотокан-рю стал основной движущей силой, обеспечившей распространение окинавского каратэ по всему миру, но так и не прижился на Окинаве. Далее мы снова обращаемся к книге Джона Стивенса "Три мастера будо". После открытия Шотокана третий сын Фунакоши, Дзиго, стал его главным помощником. По свидетельствам очевидцев, он был на три дюйма выше и почти на пятнадцать фунтов тяжелее своего отца, был человеком одаренным и необычайно сильным - макивара, доска для ударов рукой, постоянно раскалывалась под его кулаками. В Шотокане Фунакоши Старшего называли "Старым Мастером", а Фунакоши Младшего - "Молодым Мастером". Если во время занятий под учеником проламывались доски пола, Фунакоши Младший кричал: "Отлично! Отлично!"; Фунакоши Старший в аналогичной ситуации восклицал: "Да что с тобой? Слишком сильно! Слишком сильно!" Для отца главным в каратэ были упражнения в ката, практическая самозащита и развитие характера. Для менее идеалистичного сына каратэ, подобно кен-до и дзю-до, должно было нести в себе элемент соревновательности, чтобы привлечь и поддерживать интерес молодежи. Между клубами каратэ при колледжах уже проводились соревнования, и Молодой Мастер очень хотел, чтобы Шотокан держался в них на высоте. Старый и молодой мастера так и не смогли найти общий язык в отношение этой проблемы, поэтому между учениками Фунакоши Старшего и Фунакоши Младшего была очень заметная разница. На уроках Фунакоши Старшего основное внимание уделялось упражнениям ката, позволявшим наиболее полно развивать все группы мышц и рефлексы. Практика кумите была основана на том допущении, что судьбу поединка должен решать один-единственный удар; любая атака во чтобы то ни стало должна отражаться, а идеалом является ее остановка захватом рукава противника. Фунакоши Старший использовал также некоторые броски и захваты и допускал свободное кумите, но только после того, как ученик твердо осваивал основы каратэ. С другой стороны, на занятиях Фунакоши Младшего позы тела выглядели более динамичными и подразумевали готовность к стремительной атаке; при этом часто использовались удары выпрямленной ногой - элементы, имевшие значение для получения очков на соревнованиях в свободной манере. Тренировки в Шотокане были тяжелейшими независимо от того, кто именно проводил занятие. Оба Фунакоши были одержимы работой с макиварой, наносили по ней многие сотни ударов в день и требовали того же от своих учеников. Ката выполнялись учениками по 50-60 раз за одно занятие. Лишь один из десяти учеников Шотокана выдерживал подобное напряжение дольше нескольких месяцев. Тот же, кто сумел продержаться достаточно долгое время, начинал получать по вечерам специальные индивидуальные указания в доме Фунакоши - он исполнял ката, следуя требованиям и отца, и сына. Эта традиционная форма обучения каратэ возникла еще на Окинаве. В 1945 году Дзиго Фунакоши умер от лейкемии. Додзе "Шотокан" был превращен в руины во время бомбежек Токио. После войны Фунакоши удалось восстановить разрушенный "Шотокан". Однако теперь все было иначе. После войны Фунакоши признавался, что он "стал болезненно относиться к едва различимому духовному состоянию современного каратэ". И в восьмидесятилетнем возрасте Фунакоши продолжал уделять особое внимание выполнению ката и этике каратэ. Он писал: "Трепетно относись к старому и учись понимать новое. Старое, новое - это лишь вопрос времени. В бесчисленных делах сохраняй ясность разума. Путь открывается тому, кто обещает пройти его истинно и правильно". Фунакоши сформулировал свои взгляды на свое искусство в "Двадцати Принципах Каратэ". Мировой интерес к каратэ стремительно возрос в пятидесятых годах. В 1954 году вышел показанный по всему миру фильм "Каратэ-до", сопровождавшийся дикторским текстом на английском языке и включавший краткий рассказ о Фунакоши. Последователи Фунакоши из Шотокана - в частности Масатоши Накаяма (1913-1987) - постепенно распространили учение Фунакоши и каратэ по всему миру. Фунакоши прожил почти девяносто лет. Он приписывал свое долголетие и отменное здоровье занятиям каратэ - "лучшему из лекарств" - и чистоте жизни. Фунакоши скончался 26 апреля 1957 года после 75 лет обучения и преподавания каратэ. Его долгая и плодотворная жизнь стала воплощением добродетелей Шотокан Каратэ - смелости, учтивости, целостности, скромности и самоконтроля.
image: